Фото Владимира Ларионова |
Когда непечатное печатно
Брань сейчас как-то сложно называть нецензурной и тем более непечатной. Запрещенная когда-то лексика в нынешние свободные времена вполне вольготно чувствует себя уже и на книжных страницах. Наверное, не стоит спрашивать, хорошо это или плохо. Это есть. Но именно поэтому к непристойностям в современной литературе можно присмотреться. И сделать выводы. Не будем брать в расчет авторов, у которых, кроме мата, за душой ничего нет. Есть и признанные, даровитые, но не гнушающиеся бранью писатели. Но при ближайшем рассмотрении кажется, что они, словно бы от противного, тоже доказывают ненужность непристойностей в изящной словесности! Вот, допустим, хорошо известный в наших флотских и «корабельских» кругах писатель – Александр Покровский. Известно, казалось бы, что редкий рассказ его обходится без многоэтажных конструкций известного сорта. Но что и кого описывает он в этих миниатюрах? Моряков, мающихся на берегу от глупости казарменной службы и вообще от безделья известного периода в истории нашего флота. А вот в знаменитых его «72 метрах», где такие же подводники в чреве гибнущего корабля борются за свои жизни, мата вы не найдете. Хороший литературный язык, чистый, как глоток воздуха, которого так не хватает героям. Почти то же, и, уверен, независимо от Покровского, - в «Патологиях» Захара Прилепина. Персонажи-спецназовцы в Грозном 1996 года просиживают камуфляжные штаны в нервном ожидании настоящего задания – и вальяжный, самодовольный и неумный мат пересыпает их слова. Но бьет страшный, смертный для большинства час настоящих испытаний – и речевая картина меняется. В последней полусотне страниц, кажется, лишь один раз появляется многоточие, скрывающее крик героя. Это когда он видит, как страшно и бессмысленно гибнет наивный, светлый и чистый, несмотря ни на что, Санька, и когда он слышит вслед за выстрелами хохот врагов... Неправда, будто есть темы и ситуации, которые реалистично описать можно только с матом. Но перечитайте (или прочитайте) «Десять кругов ада» (повествование известно еще как «Земля и Небо») Леонида Костомарова. Роман-эпос о жизни зоны строгого режима, а вернее – о бытии, раскрывающемся в самых невыносимых, самых нечеловеческих условиях, написан человеком, который сам по ложному обвинению провел за колючей проволокой десять лет. В книге есть все – и описание беспредела тюремной администрации, и воровские законы, и расправы одних заключенных над другими, и бунт и его подавление. Реальность всего этого на страницах романа – зримая, слышимая, осязаемая. Более того, какая-то метафизическая. Есть, конечно, и специфическая лагерная и «блатная» лексика. Но – в гомеопатических, совершенно необходимых дозах. И даже в прямой речи самых отпетых персонажей Леонида Петровича очень мало непристойностей. Русский литературный язык достаточно богат, чтобы описать всю полноту бытия, не прибегая к подзаборным пластам. Если, конечно, автор владеет этим языком. И если есть о чем писать. Станислав ЗЕЛЯНИН«…»! - сказала кроха
Это произойдет обязательно, если только не держать ребенка в изоляции от внешнего мира. Но даже и в этом случае возможность услышать, а потом повторить интересное словечко у малыша остается. Что же делать? Заставить прополоскать рот мылом? Шлепнуть по губам? Строго отругать? Советы детских психологов по этому вопросу в целом схожи. 1. Один раз – не считается. Нередко дети не понимают значения нехорошего слова, и надо выяснить, насколько сознательно они его используют. Услышав подобное слово в первый раз, сделайте вид, что ничего не произошло. Если ребенок понимает, что слово нехорошее, он его повторит, чтобы увидеть вашу реакцию. Если слово «залетело» случайно, то и внимание ребенка не будет на нем сфокусировано. 2. Если ребенок просит вас объяснить значение этих слов, не «отшивайте» любознательное чадо. Постарайтесь спокойно и доступно объяснить, что это слово специально говорят, чтобы обидеть человека, сделать ему плохо, и поэтому говорить его нельзя. 3. Если ребенок использует ненормативную лексику в момент гнева или обиды, объясните ему, как проявить свои негативные эмоции без грубых слов. А для начала проверьте, умеете ли делать это сами. Желание материться пропадает само, когда ребенок увидит в вас более культурный и авторитетный образец для подражания. Что же касается классических ошибок родителей при столкновении с детским матом, то это использование запретных слов самими родителями. Если можно вам, почему нельзя малышу? Будьте честными. Не унижайте и не стыдите ребенка за нехорошее слово, даже если он произнес его в присутствии других взрослых. Это не только подтолкнет ребенка к продолжению практики сквернословия, но и настроит его на борьбу против вашего воспитания. И главное, одним словом «нельзя» не обойтись. Обязательно объясните ребенку, почему это слово нехорошее. Если вы не объяснили, что ребенок сделал неправильно, и наказываете его за это, ничего, кроме справедливой обиды и упрямства, такая мера не вызовет. Эдуард СОКОЛОВПоделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта