Итак, свершилось. Первый миссионерский поход по реке Пинеге уже стал достоянием истории. Но это звучит достаточно официозно. На самом деле участники паломничества все еще живут воспоминаниями о десятидневном путешествии по северной глубинке.
Первый миссионерский поход по реке Пинеге готовился достаточно долго. Сначала летом 2000 года мы познакомились на Кий-острове с интересной группой московских паломников. Прихожане Храма Марона-пустынника в Старых Панех (единственный храм с таким наименованием находится в Москве) проявили себя и как достаточно опытные туристы, и как сплоченный приход: настоятель совершал паломничество со всей семьей, певчими, звонарями и даже иконописцем. При этом священник Александр Марченков попросил подумать о совершении паломничеств и в менее освоенные, но интересные для паломников районы Архангельской области, чтобы позднее открыть эти маршруты для православных путешественников России. Сразу же вспомнилось Пинежье и его святыни: Артемиево-Веркольский и Сурский монастыри. Северодвинские верующие после посещения пинежских монастырей всегда жаловались на малое количество паломников в этих обителях, а монастыри без богомольцев живут тяжело.Затем удалось выйти на незаурядную пинежанку, которая поражает всех своей кипучей энергией - Татьяну Седунову. Татьяна Николаевна влюблена в Пинежье и уже давно проводит сплавы на плотах по реке для всех желающих. Итак, круг замкнулся, и после того как московские прихожане познакомились с Седуновой, все начали готовиться к паломничеству. Владыка Тихон, епископ Архангельский и Холмогорский, благословил богоугодное дело. Тридцать семь москвичей и девять архангелогородцев (самая большая группа за всю историю сплавов по реке Пинеге) 14 июля отправились в дальний поход.Первые впечатленияПервые впечатления всегда самые важные. Паломники были очарованы просторами Пинеги и особыми архитектурными чертами местных домов и амбаров. Чуть позднее путешественники больше всего поражались установившейся жаркой погоде, когда шесть из десяти дней похода термометр показывал только отметки выше 30 градусов, а в один из дней даже в тени было 40 градусов. И еще - неожиданно мелкой реке. Пинега чаще всего была по колено, иногда по пояс, и лишь на небольших участках можно было купаться и нырять, не доставая дна. Эти особенности похода позволили проводить обряды крещения прямо в реке. Православные священники редко бывают в удаленных деревнях Пинежского района, и желающих креститься оказалось довольно много. Двадцать шесть школьников из частного оздоровительного лагеря (опять же детище Татьяны Седуновой) крестились в Кучкасе. Весь детский поселок был освящен батюшкой, а паломники посетили местный Святой источник с необычным названием Урывок. Как пояснили жители окрестных деревень, источник вырылся (урвался) сам, без помощи человека, и обладает чудотворной силой. В деревне Нюхче паломников ожидал полный зал Дома культуры и насыщенная двухчасовая беседа с желающими услышать слово священника. Уже на следующий день в реке Пинеге отец Александр окрестил сорок человек. Интересно, что в это же время хозяин дома, в котором мы остановились на ночлег, рассказал нам о том, как с пятнадцати лет сплавлял плоты по реке Нюхче. Оказалось, что плоты всегда составляли из 40 бревен, такой был принят порядок сплотки стволов. Мне показалась весьма символичной эта связь образов деревьев в плоту и группы новокрещенных пинежан, отправляющихся в новое для них духовное плавание. А максимальное количество желающих креститься оказалось в деревне Сульце, где в реку с одноименным названием отец Александр трижды окунал каждого из 55-ти окрещаемых.В Сульце путешественники второй раз ночевали в домах пинежан, по всем правилам «деревенского туризма», очень популярного в Европе, когда хозяева моют гостей в бане, подают на стол традиционную деревенскую еду, укладывают спать в шонушах и горенках. И здесь вновь москвичи были поражены - чистоплотностью пинежан, порядком в их домах, неожиданной для столичных жителей открытостью, гостеприимством, доброжелательностью. - Надо же, - все время восхищался отец Александр. - Тяжело живут, бедно, но не озлобились, встречают как родных. Нам, москвичам, казалось, что это уже ушло в прошлое, вытравилось реалиями новой жизни.Очевидно, первые впечатления составили образ Пинежья для наших гостей на долгие годы.Экстрим по-пинежскиЧестно говоря, никакого экстрима не планировалось. Все-таки паломничество, а не спортивный поход. Но даже для испытанных в путешествиях прихожан Храма Марона-пустынника были тяжелы ночевки на плотах. Конечно, десятиместный плот с надежным тентом очень похож на плавучий шатер, но спать в нем в жару душно, да и в полный рост не вытянешься. И, как всегда, суровый пинежский комар и прочий гнус не дремали... Поэтому отдельные путешественники вскоре покинули плоты и шли либо по берегу, либо двигались параллельным курсом на попутных машинах, благо автомобильная дорога все время тянулась вдоль реки. Но ни гнус, ни усталость от длительного сплава (и здесь надо отдать дань уважения авторитету священника) не прерывали традиционных обрядов и молитв. Мне лично особенно запомнились утренние молитвы, когда в рассветную тишину над медлительной Пинегой гармонично вливались песнопения, а затем громко и ясно отец Александр произносил слово в начале дня. В нем он напоминал о значении каждого дня для православных верующих: кого из святых мы вспоминаем и к каким праздникам готовимся. Действительно, прихожане после утреннего правила становились бодрее, видно было, как они старались не обращать внимания на болячки и усталость, а самое главное, смирялись в своих раздражениях против других участников похода. Конечно же, наш Север сам по себе экстремален и всегда готовит сюрпризы. Ровно через шесть дней жары внезапно налетел сильнейший ливень и выполоскал всех, не успевших укрыться, до самых костей. Плоты прибило к берегу, гром гремел над самой головой, а молнии били совсем рядом. Это был ответ природы на шутки москвичей о невероятной жаре на Севере. И последние дни похода все кутались в куртки и надевали теплые вещи. Север есть Север. Главный вывод из пинежского экстрима был один: только подготовленные группы паломников могут преодолевать столь длительные маршруты (как мы, от Нюхчи до Верколы), для обычных групп надо начинать маршрут с Суры, ограничивая сплав двумя-тремя днями.Мы это сделали!Пожалуй, эта фраза была главным итогом прошедшего путешествия. Можно смело сказать, что участники первого миссионерского паломничества по реке Пинеге стали первопроходцами пинежских православных маршрутов. Отныне отец Александр Марченков сможет давать информацию о паломничествах на Пинегу через церковную организацию «Радонеж». Уже на следующее лето можно планировать еженедельный заезд богомольцев на Пинегу через Карпогоры. Правда, группы будут меньше, до 25 человек. К такому выводу пришли организаторы. Гости будут получать подробную информацию об условиях путешествия с помощью фильма, который снимали паломники. А желающих побывать в Пинежском районе очень много. Для православных россиян ярко горят имена светильников земли Русской: святых Иоанна Кронштадтского и Артемия Веркольского. При посещении Верколы все отдают дань уважения и любви писателю Федору Абрамову. Мы встретились в Верколе с вдовой писателя Людмилой Владимировной, пропели вечную память над могилой талантливого пинежанина. Людмила Владимировна подробно поведала гостям о своей жизни, о своих трудах по восстановлению православной жизни в селе и в Артемиево-Веркольском монастыре. При посещении Сурской обители, переживающей очень тяжелый период в своем развитии, Артемиево-Веркольского монастыря мы вновь и вновь убеждались в важности усиления паломничества к пинежским святыням. Участники паломничества сделали первый шаг на этом пути.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!