В минувший вторник, 5 февраля, Архангельск посетила представительная делегация ОАО «Газпром» во главе с заместителем председателя правления Валерием Голубевым. Основная цель визита – уточнение позиций концерна с администрацией области по достройке магистрального газопровода. Но вначале гости побывали в Северодвинске, где провели встречи c руководством Севмаша и «Звездочки». Ведь ОАО «Газпром» - генеральный инвестор строительства морских платформ «Приразломная» и «Арктическая»Прочная платформа сотрудничестваРабота над платформами для корабелов Северодвинска длится уже второе десятилетие: суперблоки опорного кессона «Приразломной» были заложены на Севмаше еще в 1995 году. Красно-белая усеченная пирамида опорного кессона «Приразломной» (сторона ее – 126 метров) и возвышающееся над ней верхнее строение в последние годы стали достопримечательностью акватории Севмаша.Эту громаду журналистам удается оценить вблизи и с разных ракурсов: вокруг платформы обходит буксир воднотранспортного цеха. Работы на заказе продолжаются: видны вспышки сварки и на внешних конструкциях, и, насколько можно видеть, во внутренних помещениях.А спустя некоторое время уже на достроечной набережной, у которой ошвартована платформа, журналисты наблюдают самих высоких гостей. Гендиректор Севмаша Николай Калистратов и его заместитель Валерий Бородин на месте рассказали о проводимых и уже проведенных работах. Руководство Севмаша не скрывает перед заказчиком и трудностей. Среди них – и нехватка кадров, прежде всего рабочих ряда специальностей, и целый ряд технических проблем, в том числе принципиально новых. И если, к примеру, стыковку суперблоков в единую систему опорного кессона специалисты завода еще в 2006 году провели успешно, впервые в мире реализовав подобную технологию, то при работе на верхнем строении платформы еще предстоит решить немало технических задач. Ведь конструкция была доставлена с одной из норвежских платформ, параметры которой значительно отличались от требуемых для «Приразломной».Возможно, решить проблемы удастся, в том числе, и с помощью газовой корпорации. Следует помнить, что для строительства платформы на Севмаше «Газпром» уже вложил десятки миллионов долларов в модернизацию предприятия. Во всяком случае, проекты, очевидно, стоят затрат. Если для Севмаша и «Звездочки» это исторический шанс выступить на рынке строительства морской техники для добычи углеводородов, то и для газового концерна работы весьма перспективны. Производительность «Приразломной», к примеру, оценивается в 22 тысячи тонн нефти и миллион кубометров газа в сутки.Визит руководителей компании в Северодвинск носил ознакомительный характер. Однако днем раньше, 4 февраля, на Севмаше состоялось рабочее совещание ЗАО «Севморнефтегаз», дочерней компании ОАО «Газпром», которая является непосредственным заказчиком платформы.
Борис ВОРОБЬЕВ
Альтруизм подкреплен расчетомНа брифинге Валерий Голубев подтвердил намерение «Газпрома» продолжать активное сотрудничество с северодвинскими предприятиями.- Деловое партнерство с северодвинскими заводами началось как бы на альтруистической основе, - сделал он экскурс в недавнее прошлое, – предприятия в годы перестройки оказались без госзаказов, на голодном пайке. «Газпром» подставил в трудную минуту плечо Семашу, заказав строительство платформы «Приразломная». В Северодвинске об этом помнят и идут нам навстречу, когда приходится менять некоторые конструкторские решения, ведь объект заложен десять лет назад, появились свежие идеи, новые задачи.В этом году концерн намерен выделить на достройку платформы 10 миллиардов рублей. Посещение «Звездочки» тоже не было безрезультатным. Валерий Голубев сообщил, что «Газпром» примет участие в многомиллиардной программе реконструкции предприятия. На заводе планируется создавать специальное оборудование для подводных работ, мобильных буровых платформ, также будет строиться вспомогательный флот для Штокманского проекта.Крупные вложения в судостроительные производства – это уже не альтруизм, а жесткий расчет. Общепризнанно, что сейчас основные сырьевые запасы сосредоточены на шельфах, прежде всего Штокманском, а также на шельфах Восточно-Сибирского и Охотского морей. Это перспектива не только для «Газпрома», но и всех мировых компаний. Отсюда повышенный интерес к технике, способной работать в условиях больших глубин и почти сплошного льда. Совершенных технологий, по признанию Голубева, пока никто в мире не разработал: ни наши, ни голландские, ни норвежские заводы. Севмаш и «Звездочка» имеют мощности, которые вполне могут справиться с этими задачами. Иностранные компании очень заинтересованы в этих проектах.- Мы не против использования совместного научного потенциала для создания новых технологий, но все-таки будем отстаивать приоритеты отечественного производства. Если наладим в Северодвинске выпуск платформ различной конфигурации, то будем более востребованной на мировом рынке добывающей компанией. Это будет наш общий успех, - подчеркнул Голубев.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!