Известный режиссер о своем и чужом кино, конфликте со Швыдким и немного о личном
Режиссеру и актеру Владимиру Грамматикову мы обязаны любимыми фильмами. Старые добрые «Усатый нянь» и «Шла собака по роялю», недавняя «Сибирочка»… Но для юных северодвинцев и гостей нашего города Владимир Александрович запомнится еще и как гость и участник фестиваля детского телевидения, радио и прессы «Голос моря», отшумевшего на днях в Детско-юношеском центре. С этого и началась пресс-конференция – нет, просто беседа в Каминном зале «Вечерки».- МЫ проводим общероссийский форум «Бумеранг» в «Орленке», в Туапсе, - рассказывает Владимир Александрович. – Со всей России собираем 420 ребят и сто педагогов, которые занимаются ТВ и тем, что называлось любительским кино. По бесплатным путевкам, на всю сентябрьскую смену. Люди между собой общаются, учатся – перед ними и Сережа Мирошниченко, лучший наш документалист, и все ведущие Первого канала выступают... Так вот, на «Бумеранг» мы сами проводим отбор. И еще предлагаем творческий проект – фильм в несколько серий. Ребята – и сценаристы, и актеры. Они отбирают лучшие темы, сюжеты, обсуждают все, делают пробы – сами у себя в Екатеринбурге, Уфе, Москве, Питере, Северодвинске. Конечно, профессионалы им помогают. Единые режиссер, съемочная бригада, сюжет, связанный с путешествием героев. Но каждая местная школа отвечает за пребывание персонажей у себя, продумывает, обеспечивает съемки, дает артистов второго плана… Вот за всем этим я сюда и приехал.- Вы же еще и директор студии имени Горького…- Нет уже. Уволили меня. Восстанавливался дважды по суду, потом сам не захотел. Быть директором я согласился при условии: студию акционируем по моей модели. Конечно, в русле общегосударственных задач. Но потом выяснилось: у нас с господином Швыдким разные взгляды. Я хотел оставить специализацию на детских и юношеских фильмах. Кроме того, мы с Министерством образования совместно хотели сделать из студии фабрику программного обеспечения. Сорок тысяч компьютеров поставили в сельские школы, но программного обеспечения по учебным предметам для них нет, учитель не может их использовать разумно! Но нет, не нужно это…В итоге они разделили студию. Выделили некое творческое предприятие стоимостью в три миллиона долларов (это с землей, с павильонами, со всем!). Оно осталось в собственности государства, но за три года не выпустило ни одного фильма. А я, для сравнения, за то же время сделал фильм Гарика Сукачева «Праздник», режиссерский дебют Олега Янковского и Миши Аграновича «Приходи на меня посмотреть», сделал «Коллекционер» Юрия Грымова. Пять русских водевилей мы сняли, на хорошем литературном материале, на чистом русском языке, по которому так соскучились… Все – за счет студии, государство ни копейки не вложило... Нет, директором быть я не хочу.- Вы ведете актерский курс во ВГИКе. Каждое лето туда слетаются тысячи абитуриентов. Велика вероятность просмотреть что-то настоящее, упустить?- Да, 250 человек на место – можно и промазать. И мы сейчас во ВГИКе – Алеша Баталов, мой друг Игорь Ясулович, я, другие – предложили набирать в два раза больше. Вот у меня 24 человека курс – а набрать 48 на первый год. За год понятно станет.- Жестоко, Владимир Александрович…- Это справедливо – не морочить человеку голову. Иначе пять лет он учится, бывает, что платно – 3500 долларов в год… А потом куда? Театры переполнены, еще будет сокращение – 120 театров в Москве закроются. Из молодежи в профессии остается процентов десять, не больше. И я на втором курсе говорю: «Люся, возвращайся или займись чем-нибудь другим».- Вы режиссер очень светлый. А вот наш земляк Алеша Сидоров снял фильм жесткий – «Бригада»… Что вы думаете об этом? И вообще о разнообразном негативе на экранах?- Человеку соблазн интереснее, чем заповеди Божьи. Почему я снял «Сибирочку» по Лидии Чарской? Я подумал: если обращаться к детям или делать семейный фильм, то надо прежде всего обозначить, где в жизни главное, а где второстепенное. А как об этом сказать, чтобы дошло? Вот поэтому-то нужна эмоциональная литература, эмоциональное кино. Итак, Чарская! Я сценаристу говорю: давай сделаем фильм о человеческом достоинстве. Он мне: о чем? Об этом 30 лет никто не говорит! Я отвечаю: так давай скажем! Десять серий сняли, по «Культуре» они прошли, а потом я сделал из них кино полнометражное. Из восьми с половиной часов склеил фильм на час и 58 минут. Представляете, какой труд? Но с каким удовольствием работалось! Я квартиру в Москве продал, чтобы ее закончить снимать.А «Бригада» - мастерская работа, режиссер очень талантливый. Обидно, что она направлена, как кажется, на романтизацию всей этой шушеры.- Алеша нам говорил, что хотел бы снять фильм о российской истории…- Я в «Орленке» делал опрос: какой фильм хотелось бы посмотреть? Большинство ребят сказало: исторический фильм, и именно по российской истории. Но они оговаривают: все по-настоящему - чтобы мечи не деревянные, шлемы не алюминиевые. А главное, чтобы страсти были настоящие и подвиги тоже! Но – возможностей нет. Среднее наше кино сейчас стоит миллион-полтора долларов. Детская сказка – уже два, два с половиной. А исторический фильм и в это не поместится.- А если Михалков снимает?- Ну, большому кораблю большое плавание!- Как вам стилистика таких фильмов, как «Ночной дозор»?- Раздражает другое. Такой фильм делает Первый канал – и заваливает все рекламой. Для других же у них минута рекламы в прайм-тайм стоит 40 тысяч долларов. А сами эти работы – что ж, это тоже путь. Пусть только он не будет единственным.- «Усатый нянь» собрал 53 миллиона зрителей за год. А сейчас возможен такой успех лирической комедии?- Прежде всего, невозможна уже такая посещаемость. Что ж, «Усатый нянь» как-то пришелся ко двору! Лет десять назад, кстати, мне предлагали снять продолжение, с тем же, но уже лысым Сережей Прохановым… А дети, как выяснилось, все в Америке! Вся та группа! Отказались мы от этой мысли. Не всегда ремейки получаются.А шлягер какой-то сегодня можно сделать. Я начинал два года назад – такую современную «Ромео и Джульетту», с Земфирой, с ее песнями. Парень приезжает в Москву из провинции. И тут его сбивает на мотоцикле девушка, дочь банкира. Так и знакомятся. Выхаживают его с подругой. Они влюбляются друг в друга. Все против них, всё! И они преодолевают это… Но как-то проект не пошел. Хотя сама Земфира поначалу хорошо на это смотрела. Не исключаю, что вернусь к нему. Если его сделать хорошо, он будет иметь успех.- Ваш «Мио, мой Мио» - международный проект, с участием мировых звезд – и уже состоявшихся на тот момент, и тех, кого еще предстояло открыть. Какие впечатления от работы с ними?- Детей для фильма я начал искать в Союзе. Но надо было снимать на английском. Подыскали через МИД детей, поездивших по миру с родителями, говорящих на языке. Но – изуродованные дети, наглые! Какие из них романтические герои? Стали «у них» искать. В Лондоне шесть театральных школ. Мне сняли на кассету 240 детей. Я выбрал 70 на прямой контакт. Отсматривал парами – мне нужны были Мио и Юм-Юм. Первый этюд: мальчик в гостях у друга, выходит погулять с его собакой – и та гибнет, он возвращается с погибшей собакой, происходит объяснение… Осталось после этого из 70 детей 28. Тут разразился скандал. Там не родители приводят детей на пробы, а агенты, получающие процент от гонорара. Они-то и закричали: такой эмоциональный этюд с детьми нельзя! Требовали, чтобы я заранее сказал, каким будет последний тур. Но стало по-моему. Этюд сделали такой: мальчик возвращается домой, застает маму, она говорит: мы с папой разводимся, я ухожу – и мальчик должен любым образом оставить ее дома…В итоге я утвердил Кристиана Бейла и Николаса Пиккарда. Сняли фильм. И тут же Стивен Спилберг берет Кристиана в «Империю солнца». Тогда компания «Мирамакс» покупает и прячет нашу картину, они выпускают в свой прокат «Империю…» - а через месяц уже и нашу, и Бейл ни в одном интервью не упоминает, что уже снимался. Вот я его как-нибудь еще встречу и скажу: «Как же, Кристиан?»… Но я его понимаю, конечно. Этого актера открыл не Грамматиков, а Спилберг… Кристиан сейчас мощно работает. И мне с ними всеми работалось очень душевно. Ну а американцы… Они, я знаю, у себя переозвучили речь детей «по-американски», они не могут слышать английское произношение. Нам бы так любить себя!- Одна ваша коллега сказала, что то, что показывают по нашему ТВ, воспитывает патриотов Америки…- Ну, я бы так не сказал. Речь о другом. То у нас вообще запрещали американскую мультипликацию, то крутят одних этих их котов, черепах… Надо иметь и собственный продукт. Вот у французов: показываешь французский фильм – отдаешь в казну 20 процентов; а за любой заграничный – американский или монгольский – 40… Делай выбор! И кино у них выжило, и звезды свои есть. А кто у нас звезды?Впрочем, радует, что подростки и молодежь возвращаются в кинозалы. Пять лет назад мальчик не предложил бы девочке сходить в кино. Сейчас это опять популярно. Плохо только, что смотрят американское кино. Поэтому любая наша победа хороша – «Двенадцать» ли, или «Монгол». Что касается детского кино, то моя формула – наши старые традиции плюс современные технологии.Но важно при всех технологиях уметь осторожно, деликатно, как-то гомеопатически воспитывать детей, подростков. И, что особенно ценно: они в итоге должны чувствовать себя гражданами России. Как пафосно это ни звучит.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!