Комедия Шекспира «Укрощение строптивой» в Северодвинском театре
…Присела на рампу и играет на флейте. Позади замерли какие-то люди, от них к колосникам тянутся ниточки. Музыка оживляет эти фигуры – они совершают кукольные движения. Пляшут под чужую дудку.Т АКОВ пролог спектакля «Укрощение строптивой». Его смысл: Катарина – настоящая, волевая, имеющая характер, а ее окружение – марионетки, которыми она вертит как хочет.Тут можно посетовать, что кукольная тема трактуется очень простенько, очень легко – при богатой истории воплощений. Можно сказать еще, что эта легкость диссонирует с подходом самого Шекспира, ведь у него в «Гамлете» тоже есть сцена с флейтой. Но режиссер сделал такой пролог. И был последователен: кукольный мотив различим в спектакле и дальше.Он чувствуется и в сценографии Виктора Фесенко, и в костюмах, придуманных Ольгой Буткиной. Яркое итальянское небо кажется театральным задником, а город Падуя словно декорация в кукольном театрике, увеличенная в разы. В этих домах, расписанных опять же домиками и кипарисами, живут совершенно ненатуральной жизнью персонажи спектакля, одетые причудливо и многоцветно.Там есть слуга по имени Бьонделло. То, что сотворили с этой ролью режиссер Олег Куртанидзе и артист Павел Варенцов, - их находка, их открытие в шекспировском материале. Потому что, говоря о пьесе «Укрощение строптивой», кто и когда вспоминал Бьонделло? А для северодвинской постановки он важен не менее, чем Катарина и Петруччо.Дух спектакля воплотился в нем. Этот образ излучает радость, которую способен нести театр и которая не связана с текстом пьесы, с жизнью, современностью. Радость незамутненной театральности – в гибкости, марионеточных движениях Бьонделло, его беготне, его танцах (заслоняя перемены декорации, он выписывает ногами кренделя). Его жилетка с красными и желтыми ромбиками – намек на другое, известнейшее его имя: Арлекин.Была бы прекрасная актерская работа, если б не одно «но». Варенцов проговаривает свои реплики с напряжением, иногда с героическим усилием. Можно ли это поправить?Среди действующих лиц второго плана наибольший интерес, наряду с Бьонделло, вызывает Бьянка – Ольга Вавилова. Схожую роль – тоже юная затворница с мечтами о замужестве – актриса сыграла недавно: Машенька Турусина в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты». Но Бьянка – развитие темы. Машенька восклицала, что готова грешить и каяться. Бьянка уже вовсю грешит, а что касается покаяния, то не дождетесь! Кокетливые жесты. Лукавая мимика. Домашнее ученье стало уроками объятий и поцелуев – и учителям нет продыха. На Бьянке пикантная оранжевая пижамка. Волосы – пышные белые космы. Куколка. И кошечка. Больше Кэт, чем Катарина, ее старшая сестра.Режиссер с артистами много чего придумали для спектакля. Вот, например, женихи и учителя сестер появляются в их доме пританцовывающей карнавальной вереницей, и каждый на свой лад представляется их отцу: так сказать, кто гальярдой пройдет, а кто и джигой. Эта же компания, собравшись вокруг побитого Катариной учителя, устраивает некий консилиум, изрекает латинские диагнозы типа «In vino veritas». В общем, публике не дают заскучать, а она благодарит смехом и аплодисментами.Теперь о главной сюжетной линии – об отношениях Катарины и Петруччо.Весь первый акт артистка Юлия Зарецкая играет грубиянку. В начале спектакля Катарина топает ногами и едва ли не рычит на окружающих. Если они куклы, то эта девушка вроде Карабаса-Барабаса.Но Петруччо не боится Катарины, потому что не кукла. Его не было в прологе среди марионеток – Петруччо входит в спектакль позже. Ему дается роскошный крупный план: просцениум, круг света в темноте, испанизированный господин – в широкополой черной шляпе, длинном, до пят, черном плаще, со шпагой. Настоящий мачо, выражаясь современным языком. Веронский дворянин в исполнении Сергея Семенцова.Знаменитая перепалка Катарины и Петруччо имеет в спектакле пластическую прелюдию. В движущихся световых кругах – зеленых, красных, голубых – герои наступают и отступают, воюют взглядами; девушка отвергает жениха и манит. Это единственная сцена, из которой можно что-то узнать о желаниях Катарины. Точнее, догадаться. В остальных сценах она совершенно таинственна. О чем мечтает девушка с характером? Почему так груба? Почему переменилась во втором акте? Не поужинала, не выспалась? Или полюбила? Когда? За что?О синьоре Петруччо известно, что сначала его влекло приданое, потом пробудился азарт укротителя. Но где же ростки влюбленности?Постановка Куртанидзе какая-то безответная. Ее финал воспринимаешь скептически. Вновь звучит флейта, вновь Катарина присела на рампу – и произносит домостроевскую проповедь. Сейчас уже она пляшет под чужую дудку. Подразумевается, что за ее словами стоит любовь, однако в эту любовь можно только верить…Главная сюжетная линия разработана недостаточно. Это ослабляет и мельчит шекспировский спектакль, в котором многое заслуживает похвалы.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!