Недавняя встреча президента России с министром образования и духовными лидерами основных религий страны вновь привела к оживленной, местами ожесточенной полемике в обществе.
Напомним, на встрече, наряду с прочим, шла речь о введении в школах предмета «Духовно-нравственное воспитание». У многих граждан это вызвало весьма болезненную реакцию. Вот несколько заголовков в СМИ лишь за последние два дня: «Уроки лицемерия и лжи», «Религия проникает в армию и школу». К нам в редакцию поступило письмо, где, помимо многого другого, говорится о «превращении школ в церковную вотчину»… Что же в самом деле готовится и что уже делается в этом направлении в нашем городе?
Положение дел с новым школьным предметом для «Вечерки» прокомментировал начальник управления образования городской администрации Сергей Попа.
В настоящее время разрабатывается концепция этой новой дисциплины. Пока предполагается, что учащимся и их родителям будет предложено выбирать между изучением трех разных тематических составляющих: истории и основ одной отдельно взятой религии (нечто вроде «Основ православной культуры»), истории и основ различных основных религий и, наконец, предмета под условным названием «Основы светской этики». Первый этап проекта, широкомасштабный эксперимент на базе примерно 12 тысяч школ в ряде регионов России, продлится до 2012 года, предполагается вести занятия со школьниками 4-х и 5-х классов. По его итогам возможно дальнейшее распространение полученного опыта.
В минувшую пятницу Сергей Попа еще не имел информации о том, войдет ли наша область в этот экспериментальный этап. Определенная база для этого есть: те же «Основы православной культуры» изучались в ряде архангельских школ как факультатив, а, скажем, новодвинский лицей, директором которого в последние годы был сам Сергей Попа, имеет опыт изучения истории мировых религий и культур, основанных на них. Педагогу-практику видятся и трудности: нехватка преподавателей, имеющих специальную подготовку по этому предмету, отсутствие или недостаточность учебных пособий и программ. Правда, эти проблемы являются общими едва ли не для всей России.
Конечно, более всего смущает некоторых сограждан возможное участие православных священнослужителей в учебном процессе. Как обстоит дело в Северодвинске? На сегодня систематические учебно-воспитательные программы с участием клириков (прежде всего Воскресенского храма и храма святых Кирилла и Мефодия) реализуются в северодвинских школах №5, 7 и 25, тематические встречи проходят и в других школах, вузах и профессиональных училищах. Начальник горуо к таким занятиям относится доброжелательно. Сам он, правда, предпочитает, чтобы работа велась профессиональными светскими педагогами, однако замечает, что на первом этапе эксперимента взаимодействовать с церковнослужителями подобным образом, может быть, и неплохо. Однако Сергей Григорьевич заявляет, что при появлении в светской школе элементов культа или религиозной пропаганды подобная деятельность будет пресечена, от какой бы конфессии ни исходила. На то есть Конституция, есть закон «Об образовании».
Алексей ЯНИН
Кружок и храм – соседи
Нарядно раскрашенные автопокрышки образуют клумбы, в которых растут не только анютины глазки, ромашки, петунии, розы и маргаритки, но даже кактусы, которые мне до сих пор не доводилось видеть под открытым северодвинским небом. Даже большая цистерна на колесах, наподобие тех, в которых продают квас или молоко, оплетена симпатичным зеленым вьюнком. По краям дворика высажено около сорока сосенок. Отдохнуть среди этого великолепия можно на удобных скамейках…
ВПРОЧЕМ, этот земной «сад» для прихожан храма во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (пр. Морской, 30) – дело хотя и серьезное, но не главное. Важнее возделать сад душевный и духовный. Разумеется, религиозный голод верующих утоляется в молитве и таинствах. Но и те, кто не присоединился к Церкви, смогут найти пищу для ума пусть не в храме, но при нем: с начала учебного года здесь планируется открыть образовательно-просветительский центр. Занятия в нем будут вестись параллельно с работой воскресной школы, катехизацией (изучением основ православия). Но именно параллельно, не пересекаясь. Посещение воскресной школы будет для воспитанников центра делом сугубо добровольным.
- Конечно, скрывать свою веру мы не будем, - говорит настоятель храма протоиерей Александр Удин. – Изучая народные ремесла, например, обязательно расскажем о церковном шитье или об иконописи. Но вовлечения в религиозную деятельность здесь, в центре, не будет. В рамках его наша цель сугубо образовательная - дать углубленное понимание народной традиционной культуры в ее связи с православием, рассказать о духовно-нравственных основах творчества наших предков. С родителями воспитанников будем заключать письменный договор.
В кружках центра готовы вести занятия квалифицированные педагоги. Бисероплетение и обработка бересты, начала вязания, шитья и вышивки; возможно, вокал, резьба по дереву, художественная роспись, а в перспективе, не исключено, и спортивные занятия – таковы образовательные планы православной общины, кажется, не лишние в густонаселенном микрорайоне.
Конечно, о бюджетном финансировании проекта речи нет, а проведение занятий планируется на бесплатной основе. Между тем переданный в прошлом году для нужд центра бывший детский сад, заброшенный в течение ряда лет, находится в плачевном техническом состоянии. Ряд помещений, необходимых для богослужений и занятий, уже отремонтирован силами прихожан и благотворителей за короткое время. Однако очень многое еще предстоит. Например, на одно только восстановление отопления лишь в одном учебном блоке здания требуется, по ориентировочной оценке, порядка миллиона рублей… В храме надеются на посильную помощь горожан.
Станислав ЗЕЛЯНИН
Все науки и все веры
Как отнесутся к введению нового предмета простые граждане? Спросим прохожих на северодвинских улицах.
Варвара Александровна, северодвинка:
- Хорошие планы. Наверное, это должна быть и история религий в целом, и основы православной веры. Вера учит добру, любви. Конечно, все это нужно добровольно делать, никого не надо заставлять…
Ольга Киреева (Кучина), педагог:
- Акцент надо делать на изучении христианства, но не ущемляя других вер; подчеркивать историческую связь народов, исповедующих разные религии. Проблемы возникают как раз от замалчивания вопросов веры.
Владимир Киреев, педагог:
- Думаю, к преподаванию можно привлекать и светских, и духовных лиц. Важно, чтобы изучение этих вещей происходило, и происходило добровольно. Если семья ученика отвергает веру, то изучать ее бесполезно.
Сергей Сивцев, электромонтажник СМУП «ЖКТ»:
- Когда я учился, об этом речи быть не могло. Но надо такие вещи в школе изучать, наверное. Главное, чтобы знали, что вообще такое вера. Но каждый должен изучать ту, которую сам хочет.
Тамара, продавец:
- Думаю, нужно изучать основы всех религий, чтобы дети имели представление обо всех верах. Надо готовить педагогов на специальных курсах. Мне кажется, преподавать должны не священники, но все-таки люди верующие.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!