Волгоград. Мамаев курган |
От площади Мира
Инициативу поддержали администрация и совет ветеранов завода. Началась подготовка к автопробегу – составлялись маршрутный график, план мероприятий по пути следования… Архангельский обкомитет ДОСААФ через ЦК ДОСААФ направил в комитеты городов-героев и ключевых пунктов пробега информационные письма с просьбой о содействии его участникам. Одновременно велась подготовка экипажей и автомобилей, состоялись встречи с ветеранами Великой Отечественной, среди которых были Герой Советского Союза Александр Юдин и комиссар партизанского отряда, сражавшегося под Новгородом и Ленинградом, Михаил Каплан. Они согласились стать почетными участниками перехода и прибыть к определенным дням к местам своей боевой молодости. 31 марта 1985 года. На ягринской площади Мира начинаются торжественные проводы участников. У четырех автомобилей «Жигули» с красочными плакатами «Автомобильный пробег по городам-героям «Русский Север», г. Северодвинск» выстроились его участники: командир Владимир Бармин, комиссар-фотокор Александр Телисов, штурман-кинооператор Владимир Кологреев, журналист Андрей Масленников, участники Валентин Терёхин, Василий Истомин, Георгий Патокин, Павел Каплин, Сергей Корельский, Юрий Вальков. Ветераны войны вручают отъезжающим капсулы с землей воинского мемориала для передачи в музеи городов-героев. Последние слова приветствия, и под марш духового оркестра Беломорской военной флотилии колонна автомобилей отправляется в далекий путь, чтобы вернуться в Северодвинск к 9 Мая.Привет землякам
Преодолев первую тысячу километров по бескрайним лесным просторам Архангельской и Вологодской областей, где от райцентра до райцентра расстояния сравнимы с расстояниями между областными городами в средней полосе, мы остановились в первом воевавшем городе – Тихвине Ленинградской области. Встреча с участниками войны тихвинцами на линии обороны в музее под открытым небом. Широкое поле, на опушке леса артиллерийские орудия, за ними глубокий овраг с журчащим весенним ручьем… А далее - Великий Новгород и село Белебелка под Старой Руссой, где мы приняли участие в открытии памятника партизанам. Его изготовили на предприятии «Звездочка» по инициативе Михаила Каплана. И снова в путь. Пересекаем условную границу с Белоруссией. Заметно улучшились дороги, аккуратнее вы-глядят деревни... Недалеко от Минска, следуя дорожному указателю, сворачиваем с шоссе и подъезжаем к всемирно известной деревне без единого дома Хатынь. На въезде памятник – пожилой крестьянин держит на руках ребенка, все остальные жители и дома сожжены карателями. С тяжелым сердцем возвращались мы к своим машинам... Как не вспомнить слова туристки из Бельгии, произнесенные в музее Отечественной войны и партизанского движения: «Да, мы тоже помним ту войну… у нас тогда были частые перебои с кофе». Радушно встретили нас работники дома ДОСААФ Белорусской ССР - автостоянка, бесплатная заправка бензином, экскурсии по городу, хорошая гостиница. В заключение состоялась встреча с бойцами минского подполья, среди которых был наш земляк, уроженец села Усть-Паденьга Герой Советского Союза партизан-подрывник Токуев. Он передал большой привет землякам и памятные сувениры, которые мы на обратном пути вручили учащимся сельской школы.Майор оказался неподкупным!
Таких дорог мы еще не видели! Три отличные полосы в одну сторону, три – в другую разделены зеленым сквером. Мы подъезжаем к Бресту. В крепости-герое множество групп туристов со всего Союза. С трудом пробиваемся в музей крепости, где рассказываем о пробеге, Северодвинске и вручаем капсулу и памятный вымпел директору музея. А вечером - встреча с пограничниками на заставе у моста через пограничную реку Буг. Наш командир Владимир Бармин обратился к командиру заставы с просьбой (шутка, конечно) пропустить нас для поездки в Берлин через Варшаву – день туда, день там, день обратно – всего то! Но майор оказался неподкупным, даже не клюнул на северодвинскую фляжку с «шилом»: «Нельзя, ребята, вы же из закрытого города, с секретного завода». От Бреста до Киева про-мчались на одном дыхании (а это более 700 километров!), остановившись лишь в одном месте – на оборонительной линии вдоль старой границы. Зашли в бетонный ДОТ, еще хорошо сохранившийся, – серьезное сооружение! В Киеве нас встретил Александр Юдин. На выделенном областным комитетом ДОСААФ в наше распоряжение автобусе за два дня мы объехали город, побывали на берегу Днепра, где в годы войны Александр Дмитриевич со своей частью форсировал реку, за что и был удостоен звания Героя Советского Союза. Всем участникам автопробега очень понравился Киев. Взяли курс на Одессу. Заехав в город Белая Церковь, приняли в свою команду первостроителя предприятия «Звездочка», орденоносца, моряка-черноморца, воевавшего на кораблях Черноморского флота. Анатолий Николаевич Посохов стал нашим гидом в городах-героях Одессе, Севастополе, Керчи и Новороссийске. За них он сражался в войну. Но, пожалуй, самое большое впечатление произвело на участников пробега посещение города-героя Волгограда. Последним из городов-героев на нашем пути была Москва. Здесь в ЦК ДОСААФ нас принял его председатель адмирал Егоров, хорошо знавший директора предприятия «Звездочка» Александра Зрячева.Много воды утекло…
Курс домой на Север. 9 Мая участники автопробега выстроились перед трибуной у воинского мемориала на Яграх. За 40 дней мы преодолели более восьми тысяч километров пути, провели десятки встреч с ветеранами Великой Отечественной, педагогами и ребятами, обучающимися в школах ДОСААФ. На этих незабываемых встречах демонстрировались фильмы наших любительских киностудий «Чайка» и «Северянка» о Северодвинске. По итогам поездки был снят фильм «Нам дороги эти позабыть нельзя», ставший лауреатом регионального конкурса любительских фильмов 1985 года. * * * За 25 лет, прошедших после этого памятного автопробега, много воды утекло. Стали пенсионерами самые молодые его участники, однако все они ведут активный образ жизни, работают. Двоих, Василия Истомина и Юрия Валькова, уже нет с нами. Светлая им память!Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта