Борис Суетин отмечает 50-летие, а его бюро на 20 лет старше
«Нельзя обижать и унижать подчиненных. Допущенные ошибки исправлять потом трудно. Но нельзя заниматься и всепрощением, это может привести к распущенности коллектива». Фото Владимира Ларионова
Сегодня героем газетной страницы стал потомственный корабел Борис Суетин. Главному конструктору Севмаша 18 сентября исполняется 50 лет, что и послужило поводом для беседы.
- БОРИС Петрович! Начнем с традиционного вопроса: как определился ваш выбор профессии?
- Ответ для людей моего поколения тоже будет традиционным. После школы большинство выпускников северодвинских школ старались попасть на завод, в ПТУ, в Севмашвтуз. После школы я и поступил в это учебное заведение. Тем более что на заводе много лет трудилась и моя мама, поступившая туда токарем еще в 1940 году.
И на конструкторскую стезю выпускник Севмашвтуза попал тоже осознанно. С детства любил что-то клеить, крутить, вертеть, мастерить, придумывать всевозможные самоделки. И черчение также было любимым предметом. Поэтому и в конструкторском отделе адаптировался быстро. Тут уже существенное влияние на его становление оказал Сергей Галка, бывший на тот момент начальником бюро, а также руководитель конструкторской службы Виктор Шестов.
- Виктор Николаевич каким-то образом выделил меня из большого коллектива специалистов, сделал руководителем группы, а со временем и своим первым заместителем. Скоро я стал и главным конструктором ПКБ.
- Борис Петрович, а как сами оцениваете результаты своей работы? Раньше конструкторская служба очень часто подвергалась критике. А сейчас…
- Подвергается и сейчас. Ведь любое изделие на заводе делается по чертежам. Иногда не удается выпустить какой-то документ в тот срок, который указан производственниками. Иногда может проскочить и ошибка, количество чертежей огромно. Главное же в том, что удалось создать большой работоспособный коллектив высококвалифицированных специалистов, выпускающий конструкторскую документацию на все объекты, строящиеся сейчас на Севмаше. Кроме атомных подводных лодок, которыми традиционно занимаются проектные организации «Рубин» и «Малахит». По нашей рабочей документации строили понтоны, буксиры, баржи. В 1998 году, когда на Севмаше появилось новое производство гражданского направления, образовалось и проектно-конструкторское бюро (ПКБ). Это было сделано путем слияния конструкторского отдела, НИСКБ «Спектр» и Союзпроектверфи. Венцом творчества в создании невоенной продукции за последние годы можно назвать морскую ледо¬стойкую стационарную платформу «Приразломная».
- Борис Петрович, заранее прошу прощения, если мой вопрос покажется некорректным. Каковы у вас отношения с вашими подчиненными, коллегами?
- Думаю, что вполне нормальные. Сам я по природе человек коммуникабельный, общения не избегаю. Считаю, что нельзя обижать и унижать подчиненных. Допущенные ошибки исправлять потом трудно. Но нельзя заниматься и всепрощением, это может привести к распущенности коллектива.
Знаю, что кроме основной производственной работы у моего собеседника есть еще и большое любимое увлечение, еще одна важная составляющая его жизни. Поэтому очередным вопросом перевожу разговор на эту тему.
- Откуда оно у вас?
- Девяностые годы ошарашили свалившимся на нас обилием информации. Многое из того, что ранее закрывалось различными грифами, стало открытым и доступным. Появилось немало книг на историческую тему. Возросло и число людей, интересующихся историей. В их число попал и я. В значительной степени этому помогло и знакомство с Леонидом Георгиевичем Шмигельским. В 1998 году в преддверии 60-летия Северодвинска в различных изданиях появился хроно¬граф, подготовленный краеведом Александром Бобреццовым, своеобразная хроника города. Она меня так заинтересовала, что перенес ее в свой недавно появившийся компьютер и с удовольствием стал ее пополнять. А года два назад появилась и моя книга.
Книга, которую упомянул Борис Петрович, называется «Северодвинск – Севмаш. Хроника событий». В основе ее информация, заимствованная из городских газет и других изданий, поданная в хронологическом порядке. Отсчет событий в ней идет аж с XV века, с основания монастыря. Читается «Хроника событий» с огромным интересом. А для студентов, школьников, краеведов нужна она и как справочное пособие. Я, например, пользуюсь ею не один раз в месяц, с благодарностью вспоминая автора.
- Книга вышла, а что же дальше?
- Написать ее удалось с помощью работников городского краеведческого музея. Валентина Ивановна Стурова разрешила мне работать с газетными подшивками по выходным дням. И я чуть ли не всю зиму приходил туда по воскресеньям, пропуская через себя кладезь музейной информации. Книга увидела свет благодаря стараниям начальника типографского цеха Владимира Леонтьева, начальника управления информации Александра Холодова и сотрудников этой службы Елены Маковецкой, Ларисы Давидович, Людмилы Кабриной (газета «Корабел»). Но тираж всего 150 экземпляров. «Хроники» нет даже в библиотеках. Хочу надеяться, что у предприятия все же появится возможность отпечатать дополнительный тираж. Каждый день совершаются новые интересные события. Поэтому может идти речь и о дополненном издании. Компьютер мой пополняется постоянно.
- А есть в нем дата рождения руководимой вами конструкторской службы? Или сапожник без сапог?
- Конечно есть. И я не забыл, что наши юбилейные даты почти совпадают. Моя – 18 сентября 1960 года, а ПКБ – 22 сентября 1940 года.
- Борис Петрович, как-то получилось, что мы с вами пропустили еще одну составляющую вашей жизни. Я имею в виду семью.
- С высоты своего юбилейного возраста думаю, что могу считать себя счастливым человеком, и во многом благодаря семье. Она у нас всегда была дружная. В ней всегда царили полное взаимопонимание и уважение. Папа – фронтовик, работал начальником нижнего склада леспромхоза на Водогоне. Мама всю трудовую жизнь была на заводе токарем. Правда, за сорок с лишним лет несколько раз уходила в короткие отпуска по уходу за ребенком. Как-никак, а нас, детей, пятеро. Однажды мой сын, учившийся в колледже, писал реферат о семье. Вместе с ним тогда подсчитали, что общий стаж работы наших близких родственников на Севмаше и «Звездочке» составил 160 лет.
Повезло мне и с женой. Бог дал любимую женщину. С Мариной Михайловной мы живем уже 26 лет, детей у нас поменьше, чем у наших родителей, – двое. Сын выбрал корабельную профессию. Учится в Севмашвтузе. А дочь пошла по материнской линии, стала дизайнером одежды и подарила нам двух внуков. И вообще, несмотря на сложные девяностые годы, мне выпало жить в счастливое время. С удовольствием вспоминаю годы своей молодости. Северо¬двинск развивался, летел вперед семимильными шагами. Микрорайоны строились за год. И жить в нем было очень интересно. Сейчас нередко вспоминаю расхожую фразу о том, что счастливый человек тот, кто с удовольствием идет на работу, а с работы домой. Это про меня.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!